Чем отличается кроссовер от внедорожника

В сообществе автолюбителей периодически возникает путаница между терминами «кроссовер» и «внедорожник». Вероятно, это происходит из-за больших габаритов кузова, высоких и широких колес, а также наличия полного привода у обоих типов автомобилей. На деле эти машины различаются достаточно сильно. В этой статье мы разберем, чем внедорожники и кроссоверы не похожи друг на друга. 

吉利博越-13-0627 (1) (1).png

Содержание

Концептуальные отличия

Кроссовер, или в простонародье “паркетник” – модифицированный легковой автомобиль, который предназначен для передвижения в городе и по трассе с периодическими выездами на грунтовую дорогу. Эти машины – гибрид универсалов с внедорожниками. От первых кроссоверам достался комфорт в салоне и легкий кузов, а от вторых – повышенный клиренс и усиленные детали конструкции. Такие авто могут некоторое время двигаться по лёгкому бездорожью, они не застревают в неглубоком снегу и хорошо преодолевают участки слякоти. Однако полноценных внедорожных характеристик они не получают. Назовем несколько основных отличий:

  • отсутствует пониженная передача и блокировка межколесного дифференциала;

  • меньше углы въезда, съезда и т. д.;

  • дорожный просвет ниже, чем у внедорожников;

  • автоматически подключаемый полный привод, который начинает работать только при пробуксовке;

  • более низкий, чем у внедорожников, профиль шин, лучше подходящий для езды по асфальту

  • меньше, чем у внедорожников, ходы подвесок. 

Внедорожник (джип – ошибочное название, связанное с маркой американских автомобилей) предназначен специально для преодоления пересеченной местности. Длительное движение по грунтовой дороге не оказывает значительного негативного влияния на узлы такого автомобиля. В городе такая машина может оказаться менее комфортной, чем кроссовер. Она, как правило, тяжелее и менее экономична.  

Кузов: различия в конструкции

В большинстве случаев (но не всегда) внедорожник построен на основе несущей рамы, на которую крепятся кузов, все агрегаты и узлы автомобиля. Такая конструкция обеспечивает жесткость, большую грузоподъемность, а также успешно помогает преодолевать неровности рельефа. Она также хорошо скрадывает шумы на сложных участках пересеченной местности и равномерно распределяет нагрузку при буксировании. Такая конструкция хуже ведет себя на дорогах общего пользования, поскольку у нее низкое сопротивление кручению, что приводит к «валкости» машины.  

Кроссоверы строятся на основе несущего кузова, к которому крепятся все остальные элементы. За жесткость конструкции отвечают интегрированные лонжероны. Такой кузов лучше сопротивляется кручению и обеспечивает устойчивость при быстром движении по асфальту. Однако на бездорожье он менее эффективен,т.к. подвергается повышенным нагрузкам. Несущий кузов более легкий по сравнению с рамным, благодаря этому снижается расход топлива и упрощается управление. Это оптимальный вариант для городской и шоссейной эксплуатации.

Клиренс: у кого он больше

У внедорожников и кроссоверов увеличенный дорожный просвет, что путает многих автолюбителей. В среднем клиренс кроссоверов составляет не менее 17 см, внедорожников – от 20 см. Чем выше этот показатель, тем увереннее водитель будет чувствовать себя на бездорожье или зимой на толстом слое снега. Если дорожный просвет будет слишком маленьким, то автомобиль начнет задевать дорогу днищем, а в снегу может легко застрять. В качестве примеров клиренса кроссовера можем привести модели Belgee: X50 – 18 см, X70 – 17,1 см. 

DSC04762.jpg

Геометрия: как она влияет на проходимость

Кроссоверы и внедорожники довольно сильно отличаются с точки зрения геометрической проходимости. Рассмотрим ее основные параметры, чтобы наглядно продемонстрировать это.

Угол въезда. Это наклон горки в градусах, на который может въехать автомобиль, не задев при этом поверхность дороги своей передней частью. Обычно этот показатель будет тем выше, чем больше клиренс и короче передний свес. Обычно у внедорожников угол въезда может достигать 45°, что превышает аналогичный показатель кроссоверов (редко бывает больше 30°). 

Угол съезда. Показатель очень похож на угол въезда по своей сути, но в этом случае автомобиль двигается задом вниз с горки и не должен коснуться дороги своим задним краем. Как правило, у внедорожников угол съезда больше и может достигать 50°. 

Глубина преодолеваемого брода. Насколько глубокую водную преграду может преодолеть автомобиль без вреда для конструктивных элементов, в том числе для двигателя и коробки передач. У внедорожников воздухозаборники часто располагаются над мотором,  чтобы уменьшить риск попадания воды в двигатель. Благодаря этому конструктивному решению обычно глубина преодолеваемого брода варьируется от 50 до 70 см. У кроссоверов она меньше - редко можно встретить модель, у которой показатель превышает 40 см. 

Угол рампы. Максимальный угол, который может проехать машина и не задеть поверхность днищем. Чем выше дорожный просвет и короче колесная база, тем больше будет угол рампы. Внедорожники сконструированы таким образом, чтобы без проблем преодолевать выступы ландшафта. Перед создателями кроссоверов такая задача не стоит, потому что это шоссейно-городские автомобили.

Подвеска: как она устроена 

Подвеска внедорожника – основа его проходимости. Она прочная, энергоемкая (а оттого жесткая), часто с использованием неразрезной балки в конструкции мостов. Она позволяет преодолевать неровности, избегать «вывешивания» колес и не застревать в ямах. Из-за такого устройства подвески внедорожники не обеспечивают высокого комфорта на ровной дороге. Водители отмечают посредственную управляемость и дискомфорт при преодолении небольших неровностей на асфальте. 

В кроссоверах, как правило, подвеска независимая, поэтому в городе и на трассе они обеспечивают такой же высокий уровень комфорта, как и любой другой легковой автомобиль. При этом длительная езда по бездорожью на таких машинах не рекомендуется, поскольку она изнашивает детали подвески.

DSC04998.jpg

Трансмиссия: объяснение отличий простыми словами

Отличительная черта всех внедорожников – наличие системы полного привода. В трансмиссии таких машин используется демультипликатор – двухступенчатый редуктор, у которого нижняя ступень является понижающей для увеличения тягового усилия. В итоге при одинаковом количестве оборотов крутящий момент на колесах становится больше. Это обеспечивает высокую проходимость в сложных условиях.

Кроссоверы – как правило переднеприводные автомобили, в которых автоматически подключаемый полный привод - это опция, и не бывает  демультипликатора (он не предусмотрен конструкцией). Обычно в “паркетниках” используется многодисковая муфта с электронным управлением, которая и служит для автоматического подключения  полного привода. Она начинает перераспределять крутящий момент по осям во время пробуксовки и практически отключается на гладкой дороге. Это позволяет значительно сократить потребление топлива.

Заключение

Внедорожник и кроссовер – разные автомобили, которые решают разные задачи. Теперь кратко и понятно суммируем перечисленные выше различия, чтобы вам было проще сделать покупку. Выбирайте внедорожник, если вы:

  • часто выезжаете на бездорожье и двигаетесь по нему долго;

  • хотите сами контролировать распределение крутящего момента на оси машины;

  • вам не важен высокий комфорт поездок и “легковая” управляемость при движении на высокой скорости;

  • вы готовы доплачивать за повышенное потребление топлива.

Выбирайте кроссовер, если вы:

  • преимущественно передвигаетесь по городу или трассе;

  • вам важен комфорт в поездках;

  • вы часто ездите с высокой скоростью по шоссе и ожидаете от автомобиля хорошей управляемости;

  • хотите сэкономить на топливе;

  • полный привод вам нужен периодически для преодоления рельефного или заснеженного участка дороги.

Заявка успешно отправлена!
Введите корректное значениеc
Все поля обязательны для заполнения
Адрес подписки уже существует. Пожалуйста, укажите другой адрес.