В сообществе автолюбителей периодически возникает путаница между терминами «кроссовер» и «внедорожник». Вероятно, это происходит из-за больших габаритов кузова, высоких и широких колес, а также наличия полного привода у обоих типов автомобилей. На деле эти машины различаются достаточно сильно. В этой статье мы разберем, чем внедорожники и кроссоверы не похожи друг на друга.
Содержание
Концептуальные отличия
Кроссовер, или в простонародье “паркетник” – модифицированный легковой автомобиль, который предназначен для передвижения в городе и по трассе с периодическими выездами на грунтовую дорогу. Эти машины – гибрид универсалов с внедорожниками. От первых кроссоверам достался комфорт в салоне и легкий кузов, а от вторых – повышенный клиренс и усиленные детали конструкции. Такие авто могут некоторое время двигаться по лёгкому бездорожью, они не застревают в неглубоком снегу и хорошо преодолевают участки слякоти. Однако полноценных внедорожных характеристик они не получают. Назовем несколько основных отличий:
-
отсутствует пониженная передача и блокировка межколесного дифференциала;
-
меньше углы въезда, съезда и т. д.;
-
дорожный просвет ниже, чем у внедорожников;
-
автоматически подключаемый полный привод, который начинает работать только при пробуксовке;
-
более низкий, чем у внедорожников, профиль шин, лучше подходящий для езды по асфальту
-
меньше, чем у внедорожников, ходы подвесок.
Внедорожник (джип – ошибочное название, связанное с маркой американских автомобилей) предназначен специально для преодоления пересеченной местности. Длительное движение по грунтовой дороге не оказывает значительного негативного влияния на узлы такого автомобиля. В городе такая машина может оказаться менее комфортной, чем кроссовер. Она, как правило, тяжелее и менее экономична.
Кузов: различия в конструкции
В большинстве случаев (но не всегда) внедорожник построен на основе несущей рамы, на которую крепятся кузов, все агрегаты и узлы автомобиля. Такая конструкция обеспечивает жесткость, большую грузоподъемность, а также успешно помогает преодолевать неровности рельефа. Она также хорошо скрадывает шумы на сложных участках пересеченной местности и равномерно распределяет нагрузку при буксировании. Такая конструкция хуже ведет себя на дорогах общего пользования, поскольку у нее низкое сопротивление кручению, что приводит к «валкости» машины.
Кроссоверы строятся на основе несущего кузова, к которому крепятся все остальные элементы. За жесткость конструкции отвечают интегрированные лонжероны. Такой кузов лучше сопротивляется кручению и обеспечивает устойчивость при быстром движении по асфальту. Однако на бездорожье он менее эффективен,т.к. подвергается повышенным нагрузкам. Несущий кузов более легкий по сравнению с рамным, благодаря этому снижается расход топлива и упрощается управление. Это оптимальный вариант для городской и шоссейной эксплуатации.
Клиренс: у кого он больше
У внедорожников и кроссоверов увеличенный дорожный просвет, что путает многих автолюбителей. В среднем клиренс кроссоверов составляет не менее 17 см, внедорожников – от 20 см. Чем выше этот показатель, тем увереннее водитель будет чувствовать себя на бездорожье или зимой на толстом слое снега. Если дорожный просвет будет слишком маленьким, то автомобиль начнет задевать дорогу днищем, а в снегу может легко застрять. В качестве примеров клиренса кроссовера можем привести модели Belgee: X50 – 18 см, X70 – 17,1 см.
Геометрия: как она влияет на проходимость
Кроссоверы и внедорожники довольно сильно отличаются с точки зрения геометрической проходимости. Рассмотрим ее основные параметры, чтобы наглядно продемонстрировать это.
Угол въезда. Это наклон горки в градусах, на который может въехать автомобиль, не задев при этом поверхность дороги своей передней частью. Обычно этот показатель будет тем выше, чем больше клиренс и короче передний свес. Обычно у внедорожников угол въезда может достигать 45°, что превышает аналогичный показатель кроссоверов (редко бывает больше 30°).
Угол съезда. Показатель очень похож на угол въезда по своей сути, но в этом случае автомобиль двигается задом вниз с горки и не должен коснуться дороги своим задним краем. Как правило, у внедорожников угол съезда больше и может достигать 50°.
Глубина преодолеваемого брода. Насколько глубокую водную преграду может преодолеть автомобиль без вреда для конструктивных элементов, в том числе для двигателя и коробки передач. У внедорожников воздухозаборники часто располагаются над мотором, чтобы уменьшить риск попадания воды в двигатель. Благодаря этому конструктивному решению обычно глубина преодолеваемого брода варьируется от 50 до 70 см. У кроссоверов она меньше - редко можно встретить модель, у которой показатель превышает 40 см.
Угол рампы. Максимальный угол, который может проехать машина и не задеть поверхность днищем. Чем выше дорожный просвет и короче колесная база, тем больше будет угол рампы. Внедорожники сконструированы таким образом, чтобы без проблем преодолевать выступы ландшафта. Перед создателями кроссоверов такая задача не стоит, потому что это шоссейно-городские автомобили.
Подвеска: как она устроена
Подвеска внедорожника – основа его проходимости. Она прочная, энергоемкая (а оттого жесткая), часто с использованием неразрезной балки в конструкции мостов. Она позволяет преодолевать неровности, избегать «вывешивания» колес и не застревать в ямах. Из-за такого устройства подвески внедорожники не обеспечивают высокого комфорта на ровной дороге. Водители отмечают посредственную управляемость и дискомфорт при преодолении небольших неровностей на асфальте.
В кроссоверах, как правило, подвеска независимая, поэтому в городе и на трассе они обеспечивают такой же высокий уровень комфорта, как и любой другой легковой автомобиль. При этом длительная езда по бездорожью на таких машинах не рекомендуется, поскольку она изнашивает детали подвески.
Трансмиссия: объяснение отличий простыми словами
Отличительная черта всех внедорожников – наличие системы полного привода. В трансмиссии таких машин используется демультипликатор – двухступенчатый редуктор, у которого нижняя ступень является понижающей для увеличения тягового усилия. В итоге при одинаковом количестве оборотов крутящий момент на колесах становится больше. Это обеспечивает высокую проходимость в сложных условиях.
Кроссоверы – как правило переднеприводные автомобили, в которых автоматически подключаемый полный привод - это опция, и не бывает демультипликатора (он не предусмотрен конструкцией). Обычно в “паркетниках” используется многодисковая муфта с электронным управлением, которая и служит для автоматического подключения полного привода. Она начинает перераспределять крутящий момент по осям во время пробуксовки и практически отключается на гладкой дороге. Это позволяет значительно сократить потребление топлива.
Заключение
Внедорожник и кроссовер – разные автомобили, которые решают разные задачи. Теперь кратко и понятно суммируем перечисленные выше различия, чтобы вам было проще сделать покупку. Выбирайте внедорожник, если вы:
-
часто выезжаете на бездорожье и двигаетесь по нему долго;
-
хотите сами контролировать распределение крутящего момента на оси машины;
-
вам не важен высокий комфорт поездок и “легковая” управляемость при движении на высокой скорости;
-
вы готовы доплачивать за повышенное потребление топлива.
Выбирайте кроссовер, если вы:
-
преимущественно передвигаетесь по городу или трассе;
-
вам важен комфорт в поездках;
-
вы часто ездите с высокой скоростью по шоссе и ожидаете от автомобиля хорошей управляемости;
-
хотите сэкономить на топливе;
-
полный привод вам нужен периодически для преодоления рельефного или заснеженного участка дороги.