Как правильно буксировать автомобиль

Когда автомобиль вышел из строя и нет возможности вызвать эвакуатор, водители прибегают к буксировке. Также этот способ можно использовать, если у машины нет поломок, но на нее наложены ограничения, из-за которых на ней нельзя выезжать на дороги общего пользования. 

В статье расскажем, как правильно буксировать авто, что нужно учитывать, какие законы знать, к каким способам прибегать. Материал призван помочь лучше понять процесс и безошибочно действовать в сложной ситуации.

Содержание

Почему важно знать правила буксировки?

Буксировка — ответственный и сложный процесс. Перечислим несколько важных факторов, почему оба водителя должны знать правила. 

  1. Предотвращение ДТП. Соблюдение правил позволяет не допустить аварийных ситуаций. Это касается не только столкновений с другими участниками дорожного движения, но и ударов между буксирующим и буксируемым авто. 

  2. Избежание штрафов. За несоблюдение правил предусмотрено наказание, которого можно избежать.

  3. Защита автомобилей. Участвующие в буксировке машины тоже могут пострадать, если не учитывать руководство по эксплуатации. Например, для некоторых машин такой тип транспортировки запрещен, ведь при буксировке может сломаться трансмиссия. 

  4. Эффективная перевозка. Правильные подготовка и исполнение становятся залогом безопасной и быстрой буксировки. 

  5. Слаженность. Когда оба участника знают, что делают, они действуют вместе и следят за правильностью процесса. 

Подготовка к буксировке

Залог успеха — качественная подготовка. Предлагаем несколько рекомендаций, что нужно учесть перед началом поездки.

Поиск места для крепления троса. У многих автомобилей нет буксировочной скобы. Вместо нее нужно найти специальное отверстие с резьбой, в которое вкручивается болт с проушиной. Именно на нее надевается крюк буксировочного троса. Отверстие находится под пластиковой заглушкой на бампере спереди и сзади. Если болта с проушиной нет, выполнить буксировку не удастся. Чтобы открыть пластиковую заглушку, нужно нажать на специально указанное место — дополнительных инструментов для этого не нужно. При вкручивании болта нужно убедиться, что он надежно сидит на своем месте и не выпадет в процессе буксировки.

Улучшение видимости троса. На буксировочном тросе должны быть сигнальные светоотражающие щитки, которые помогут сделать его заметным ночью и вечером. Если щитков нет, их нужно заменить чем-то ярким, привлекающим внимание. Например, это может быть кусок оранжевой ткани. Увеличение заметности позволяет предупредить перестраивающихся водителей о том, что происходит буксировка и вклиниваться между машинами нельзя.

Борьба с влажностью в салоне. В некоторых случаях к буксировке прибегают, когда у автомобиля не работает двигатель. Если невозможно завести машину, значит, не будет работать обдув салона. При высокой влажности (зима, дождь, туман) отсутствие циркуляции воздуха приведет к запотеванию стекол и снижению видимости. Чтобы  предотвратить это, нужно положить в салон салфетки из микрофибры и по необходимости вытирать окна. Также можно опустить боковые стекла, если погода позволяет. 

Подготовка к холоду. Если двигатель или отопитель не работает, зимой перед буксировкой желательно надеть одежду потеплее. 

Согласование скорости и маршрута заранее. Оцените техническое состояние обоих транспортных средств и договоритесь о средней скорости. Помните, что она в любом случае должна быть в пределах разрешенной ПДД. Согласуйте маршрут так, чтобы на пути не встречались крутые спуски и подъемы. Они могут привести к столкновениям и слишком большой нагрузке на двигатель буксирующего автомобиля. Также желательно договориться о возможных сигналах друг другу и их значении. Например, два сигнала аварийкой от буксирующего — скорая остановка. 

Страховка на случай обрыва троса. При форс-мажоре крепежный крюк может полететь в сторону лобового или заднего стекла одного из автомобилей. Чтобы избежать потенциально опасной ситуации, рекомендуется использовать специальный гаситель. Он предназначен для гашения инерции и внешне напоминает тренировочную манишку. Его вешают на трос, а внутрь кладут утяжелители, которые идут в комплекте или подбираются из подручных средств (это могут быть даже камни).

unnamed.png

Поддержка связи. Идеальный сценарий — постоянно поддерживать связь между машинами. Для этого можно созвониться и поставить смартфоны на режим громкой связи. Еще один вариант — использовать встроенный hands-free мультимедийной системы автомобиля. Это позволит оперативно предупреждать об изменении скоростного режима, маневрах, остановках, резком торможении.

Способы буксировки

Существует три разновидности буксировки, у каждой из них есть свои ограничения — рассмотрим их ниже.

Гибкая сцепка. Транспортировка машины с помощью троса. Это самый распространенный способ для автомобилей массой до 3,5 т. Его распространенность связана с компактностью гибкой сцепки — ее удобно хранить в багажнике. К тому же ее цена достаточно низкая. 

Жесткая сцепка. Буксировка с помощью специальной металлической конструкции. Она может выглядеть как прямая штанга или треугольник. В первом случае крепление происходит в одной точке к каждому автомобилю. Во втором — в одной к буксирующему и в двух к буксируемому. Прямая штанга способна обеспечивать транспортировку автомобилей массой до 50 т, а треугольник — до 30 т. Изготовление механизмов жесткой сцепки регламентировано ГОСТ 25907-89. Чаще всего этот тип используется для перевозки крупногабаритного транспорта.

Частичная погрузка транспортного средства (ТС). Если у машины неисправно рулевое управление или тормозная система, часто выбирают именно этот вариант перевозки. Буксируемый автомобиль помещается ведущими колесами на специальную платформу или на кузов буксирующего, а затем закрепляется. Так часто транспортируют малотоннажные грузовики.

Как регламентируется буксировка в ПДД

Буксировке отведена отдельная глава в Правилах дорожного движения. Она описывает все основные меры, которым нужно следовать, и требования к механизмам транспортировки и машинам. Упоминание буксировки можно найти в следующих пунктах ПДД:

  • п. 7.1, 7.3 — случаи, когда нужно использовать аварийную сигнализацию, как применять знак аварийной остановки;

  • п. 10.4 — скоростной режим при буксировке;

  • п. 20 — правила буксировки.

  • Ниже сделаем выжимку из ПДД о том, как правильно буксировать транспортные средства и какие требования нужно соблюдать.

    Наличие водителя за рулем. При использовании гибкой сцепки водитель в буксируемом авто должен быть обязательно. Отсутствие человека за рулем возможно только при использовании специальной конструкции жесткой сцепки (треугольник), которая позволяет точно следовать за траекторией буксирующего. 

    Наличие пассажиров. Запрета на перевозку пассажиров в буксируемой легковой машине нет, если используется гибкая или жесткая сцепка. При частичной погрузке в автомобиле не должно быть никого.

    Минимальный стаж. Требования к опыту предъявляются только по отношению к водителю буксирующего авто. Ограничение — стаж минимум 2 года.

    Максимальная скорость. При буксировке действует жесткое ограничение — 50 км/ч, превышать его нельзя. Двигаться с такой предельной скоростью нужно и в городе, и вне населенных пунктов (даже на Автомагистрале).

    Аварийная сигнализация. Ее обязательно нужно включить на буксируемом автомобиле. Если отказала электрика или не заводится двигатель, нужно использовать знак аварийной остановки. Его монтируют на заднюю часть машины, например, на бампер. 

    Длина гибкого троса. Нужно обеспечить расстояние между транспортными средствами 4-6 м. Соответственно, именно такой длины должен быть трос.

    Длина жесткой сцепки. Она ограничена максимальным значением — 4 м. 

    Сигналы на сцепке. При использовании гибкой сцепки нужно использовать специальные щитки или флажки размером 200х200 мм. На них должны быть нанесены диагональные чередующиеся красные и белые полосы шириной 50 мм каждая. Сигнальные изделия должны быть выполнены из световозвращающих материалов. 

    unnamed (1).png

    Запрет на буксировку. Если не работает рулевое управление, допустима только частичная погрузка. Нельзя буксировать более одного транспортного средства. Запрещено транспортировать машины с неисправной тормозной системой, если их масса больше половины массы буксирующего авто. Исключение — использование треугольной жесткой сцепки или частичная погрузка. Нельзя использовать гибкую сцепку во время гололедицы. Запрещается буксировать мотоциклы без бокового прицепа.

    Как влияет трансмиссия на перевозку

    В зависимости от того, какая трансмиссия используется в автомобиле, могут применяться разные типы буксировки или она может быть запрещена. Ниже рассмотрим различные виды коробок передач и приводов.

    Механическая коробка переключения передач (МКПП). Этот тип трансмиссии не накладывает никаких ограничений на буксировку. Машина с МКПП может выступать как тягачом, так и быть буксируемой. 

    Автоматическая коробка переключения передач (АКПП). Распространено мнение, что автомобили с такой трансмиссией не могут участвовать в буксировке ни в какой роли. Это заблуждение. Коробка передач с классическим гидротрансформатором зачастую позволяет выполнять перевозку авто на расстояние не более до 50 км.  Такое ограничение действует по причине сильного перегрева трансмиссии во время долгой транспортировки. Это приводит к сильному и быстрому износу. Перед началом буксировки нужно убедиться, что производитель ее допускает. Для этого нужно изучить руководство по эксплуатации. Например, Belgee X70 допускает буксировку на гибкой и жесткой сцепке, а также методом частичной погрузки. Автомобиль с полным приводом (4WD) допустимо полностью погружать на платформу, также можно поднять задние колеса и поместить передние на специальную тележку, чтобы оторвать их от земли, как указано ниже на фото.

    unnamed (2).png

    Буксировка автомобилей с передним приводом запрещена с погрузкой задних колес. Передние колеса не должны крутиться в обратную сторону, потому что это может привести к серьезной поломке трансмиссии.

    Если рассматривать машину с автоматической коробкой в качестве буксирующей, то нужно учитывать мощность двигателя и тяговые возможности. Если предстоит перевозить тяжелый автомобиль, то малолитражное авто с АКПП не подойдет — нагрузка будет слишком высокой.

    Роботизированная коробка передач. КПП с одним сцеплением очень похожи на механические, поэтому буксировку можно выполнять на любые расстояния. Однако такие коробки передач практически не устанавливаются в современных автомобилях — зачастую используются модели с двумя мокрыми сцеплениями. Эти агрегаты по своей конструкции напоминают АКПП с гидротрансформатором, что накладывает определенные ограничения. Все они описаны в руководстве по эксплуатации. Например, нельзя буксировать авто с такой трансмиссией на расстояние более 50 км из-за возможного перегрева. В Belgee X70 может устанавливаться как АКПП с гидротрансформатором, так и роботизированная коробка, при этом рекомендации по буксировке совпадают.

    Вариатор. Автомобили с такой трансмиссией не рекомендуется использовать в качестве буксировщика. Из-за высокой нагрузки конструкция коробки может не выдержать и повредиться. 

    Для перевозки авто с вариатором желательно выбирать частичную погрузку. При этом на специальную платформу или в кузов грузовой машины можно помещать только передние колеса, как и в случае с АКПП. Полноприводный автомобиль с вариатором можно транспортировать только на эвакуаторе.

    Электротяга. Возможность буксировки таких транспортных средств определяется типом электродвигателя. 

    • Модели с синхронным мотором и на постоянных магнитах подходят только для перевозки на эвакуаторе с полной погрузкой на платформу. Если буксировать их каким-либо другим способом, может произойти возгорание. Это связано с особенностями конструкции электромобилей: колеса подключены напрямую к двигателю, и во время принудительной транспортировки мотор начинает работать как генератор, что приводит к сильному перегреву. 

    • Модели с асинхронным двигателем буксировать разрешается некоторыми производителями при соблюдении двух условий: электронная система исправна, а батарея заряжена не полностью. В некоторых авто с таким мотором даже есть специальный режим, который похож на рекуперацию энергии — при буксировке батарея заряжается, при этом работает система охлаждения. Благодаря этому перемещение на небольшое расстояние не приведет к перегреву и поломке.

    Перед буксировкой электромобиля обязательно нужно изучить руководство по эксплуатации — многие производители прямо запрещают принудительную транспортировку. 

    Использовать электромобиль в качестве тягача допустимо, главное, чтобы масса буксируемого авто была меньше. Также следует учитывать, что в этом случае скорость разряда батареи будет намного выше.

    Пошаговая инструкция по буксировке

    В зависимости от автомобиля особенности транспортировки могут отличаться. Именно поэтому сначала необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации. В нем подробно описаны все ограничения и запреты. Если автомобиль нельзя буксировать, об этом будет написано. 

    1. Убедитесь в исправности рулевого управления, тормозов, двигателя. Если что-то из этого не работает, сверьтесь с ПДД и руководством по эксплуатации и определите, можно ли выполнять буксировку.

    2. Убедитесь в целостности троса и наличии светоотражающих щитков. При явных признаках износа стоит отказаться от буксировки.

    3. Найдите штатные места крепления крюков (или карабинов) на буксирующем и буксируемом автомобилях. 

    4. Убедитесь, что сцепка надежно закреплена на обоих автомобилях. 

    5. Установите гаситель, чтобы при возможном обрыве троса избежать травм и повреждения авто. 

    6. Оба водителя должны занять места за рулем. На буксируемом авто нужно включить аварийную сигнализацию и по возможности зажигание.

    7. Старт выполняйте плавно, разгоняйтесь медленно. Трос обычно не предназначен для резких натяжений, поэтому двигаться с места нужно как можно более аккуратно.

    8. Все торможения выполняйте плавно и медленно, начинайте сбрасывать скорость задолго до момента полной остановки.

    9. При длительной буксировке периодически останавливайтесь, чтобы проверить надежность сцепки. Остановки также важны при транспортировке машины с АКПП, чтобы трансмиссия могла остыть. 

    Советы для водителей

    Поделимся рекомендациями для обоих участников буксировки. Они помогут сделать процесс проще и безопаснее.

    Тягач. Этот автомобиль контролирует буксировку, поэтому на нем лежит большая ответственность. 

    • Подъемы в гору нужно преодолевать без остановок, не отпуская педаль газа. Тягач будет испытывать большие перегрузки, чтобы снова набрать нужный крутящий момент после даже небольшого торможения. Именно поэтому желательно выбирать маршруты без крутых подъемов.

    • Если появляется ощущение, что пропала нагрузка на автомобиль, значит, трос ослаб и просел. Нужно плавно нажать на педаль акселератора и ускориться, чтобы снова натянуть его. В противном случае есть риск наезда на сцепку со стороны буксируемого авто.

    • Нельзя резко тормозить, потому что второй водитель может не успеть среагировать. 

    • Ускоряться и «проскакивать» светофор на желтый свет нельзя, потому что это может быть связано с превышением разрешенной скорости в 50 км/ч и увеличенной инерцией. Такой маневр также не стоит выполнять перед знаком «Уступи дорогу» и STOP. Водитель тягача обязан притормозить, убедиться в полной безопасности и только после этого продолжить движение. 

    • Радиус поворота должен быть большим. На буксируемый автомобиль действует центробежная сила, поэтому срезать углы опасно.

    • Когда буксировка будет окончена, для комфортного отсоединения троса нужно сдать назад на 30-40 см. 

    Буксируемый автомобиль. Если двигатель машины не работает, не будут функционировать усилители руля и тормоза. Стоит быть готовым к тому, что придется прикладывать большие усилия в поворотах и при сбросе скорости. 

    • Лучше не двигаться прямо за буксирующим авто. Чтобы получить лучший обзор, можно немного сместиться влево. Это позволит контролировать дорожную ситуацию впереди и заранее подготовиться к торможению. Это важно, потому что расстояния в 4-6 м (длина троса) может не хватить при экстренном торможении — тормозной путь будет больше. Из-за этого произойдет ДТП. 

    • Перестроение на соседнюю полосу начинает буксируемая машина. Только потом за ней перестраивается и тягач. Такая последовательность позволяет избежать ситуаций, когда другой автомобиль пытается вклиниться между двумя машинами, едущими на сцепке. 

    • Если трос провис и расстояние сократилось, можно нажать на тормоз. Благодаря этому трос снова натянется, не будет риска намотать его на колесо. Важно не переусердствовать с нажатием на педаль, чтобы не порвать сцепку.  

    • Ногу нужно постоянно держать на тормозе. Причем торможение должен выполнять именно буксируемый, а тягач должен сигнализировать о нем и менее активно нажимать на педаль.

    Заключение

    • Лучшее решение для сохранения агрегатов автомобиля — вызов эвакуатора. Это самый бережный способ транспортировать машину.

    • Если необходимо выполнить буксировку, необходимо соблюдать ПДД.

    • При буксировке нельзя двигаться быстрее 50 км/ч вне зависимости от типа дороги (городская, загородная, автомагистраль). 

    • Длина буксировочного троса — 4-6 м. Жесткой сцепки — до 4 м.

    • Водитель тягача должен обладать стажем вождения минимум 2 года.

    • Существует 3 типа буксировки: на гибкой или жесткой сцепке, а также путем частичной погрузки. 

    • Автомобиль с МКПП можно без ограничений использовать в качестве тягача и буксируемого. К машинам с АКПП и роботизированными агрегатами с двойным сцеплением применяется ряд ограничений. Авто с вариатором лучше не использовать в качестве тягача, а при необходимости буксировки вызывать эвакуатор. 

    • Большинство электрокаров запрещено буксировать, потому что они могут воспламениться. 

    • Водители обоих автомобилей должны постоянно быть на связи, чтобы обеспечить безопасность друг для друга и других участников дорожного движения.


Заявка успешно отправлена!
Введите корректное значение
Все поля обязательны для заполнения
Адрес подписки уже существует. Пожалуйста, укажите другой адрес.