Автомобильные зеркала помогают обеспечить безопасность дорожного движения и дают водителю большой объем информации о текущей ситуации. Каждый человек должен индивидуально настраивать положение зеркал под себя, потому что не существует унифицированного стандарта — все зависит от антропометрических параметров и расположения в салоне. Например, регулировку зеркал нужно проводить при каждой посадке за руль автомобиля после другого водителя.
В этой статье мы расскажем, как нужно обращаться с зеркалами заднего вида в легковом автомобиле и к каким последствиям может привести их неправильное положение.
Содержание
Почему важно правильно настраивать зеркала
Первым делом, когда человек занимает водительское место, он должен адаптировать его под себя: выбрать удобное положение и отрегулировать зеркала. После этого можно пристегнуться, запустить двигатель и начать движение. На практических занятиях по вождению настройка кресла и зеркал — самый первый урок.
Роль зеркал в безопасности на дороге
Если правильно выставить зеркала, можно добиться ряда преимуществ.
Сокращаются слепые зоны. Многие ДТП во время перестроений случаются из-за того, что водитель не видит других участников дорожного движения (пешеходов, транспортные средства). Отрегулированные зеркала позволяют сократить слепые зоны и получить больший контроль над ситуацией.
Увеличивается обзор пространства позади авто. Правильное положение зеркал показывает ситуацию сразу на двух полосах по обе стороны от автомобиля. Водитель может видеть, как перестраиваются другие участники дорожного движения, прогнозировать обгоны и на основе этого строить свои перемещения.
Снижается риск ДТП. У водителя есть практически полная информация о дорожной ситуации, что позволяет избежать столкновений при перестроениях.
Упрощается процесс парковки. Водитель получает максимум информации о стоящих или проезжающих поблизости автомобилях и видит людей, которые могут проходить мимо. К тому же в этом случае можно использовать стандартные схемы для парковки, которые ускоряют процесс и делают его более точным.
Освобождается время для наблюдения за ситуацией перед авто. При правильно настроенных зеркалах водителю нужны доли секунды, чтобы бросить взгляд направо и налево, оценить положение других машин и принять решение. Если регулировка неправильная, человеку приходится поворачивать голову и отвлекаться от того, что происходит непосредственно перед автомобилем.
Общие проблемы неправильной настройки зеркал
Если зеркала не настроены, они не дают правильной информации или дают ее, но слишком мало. Это ведет к следующим последствиям:
-
снижается общий уровень безопасности как для водителя и его пассажиров, так и для других участников дорожного движения;
-
маневрирование и перестроения становятся очень опасными, потому что выполняются без достаточного объема информации;
-
снижается скорость движения автомобиля даже по прямой, потому что водитель без полной информации о перемещениях других авто инстинктивно уменьшает давление на педаль газа.
Где находятся слепые зоны
Во время движения автомобиля водитель не видит, что происходит в следующих зонах:
-
пространство непосредственно перед автомобилем, в особенности в районе стоек и правой фары;
-
пространство прямо за автомобилем, которое не может отразиться в салонном зеркале из-за ограниченности размеров заднего стекла;
-
пространство по бокам от автомобиля, которое не попадает ни в одно из зеркал. Именно из-за этой слепой зоны чаще всего случаются ДТП при перестроении.
Как часто следует проверять настройки зеркал
Проверять настройку нужно в следующих случаях:
-
машина долго стояла на парковке — положение зеркал могло измениться по разным внешним причинам;
-
машина стояла в месте с большой проходимостью — кто-то мог задеть зеркало и сбить настройки;
-
другой водитель садился за руль — он настроил сиденье и зеркала под себя, поэтому нужно вернуть параметры обратно.
Подготовка к настройке зеркал
Перед тем как начинать корректировку положения зеркал, нужно поставить автомобиль на ровную поверхность. Если встать на спуске или горке, настройка будет неправильной, что сразу обнаружится при движении по трассе или в городе.
Позиция водителя перед настройкой
Не приступайте к регулировке зеркал до настройки удобного положения сиденья и руля:
-
определите оптимальное положение сиденья относительно руля;
-
задайте комфортный наклон спинки;
-
поднимите или опустите кресло, если такая настройка предусмотрена;
-
отрегулируйте руль по вылету и высоте.
В итоге водитель должен сидеть на кресле с полностью прижатой спиной, голова не касается подушки, обе ладони лежат на руле, руки немного согнуты в локтях, ноги расположены на педалях свободно без напряжения. Если поменять настройки водительского кресла, то и зеркала нужно будет регулировать заново.
Оборудование автомобиля для настройки зеркал
В старых и бюджетных автомобилях корректировка положения зеркал выполняется вручную с помощью механической ручки. В более современных машинах реализована система с электрическим приводом и джойстиком. В этом случае водителю не нужно тянуться к правому зеркалу, чтобы настроить его — органы управления находятся в подлокотнике двери.
Инструкция по настройке зеркал
Пошагово расскажем, как отрегулировать все 3 зеркала в автомобиле, а затем проверить точность настройки. Обратите внимание на то, что выполнять эти мероприятия можно только во время стоянки.
Боковые зеркала
Необходимо добиться такого результата, когда водителю достаточно только движения глаз, чтобы увидеть, что происходит в левом зеркале, и легкого поворота головы для взгляда в правое.
Настройка левого зеркала.
-
Отрегулируйте положение в горизонтальной плоскости. Отражение боковины кузова должно занимать 5-7% площади зеркала.
-
Настройте зеркало по вертикали. Соотношение дороги и неба должно составлять 60 к 40% соответственно.
Настройка правого зеркала.
-
Горизонтальная настройка похожа на левое зеркало: кузов должен занимать в отражении всего 5-7% пространства.
-
При вертикальной регулировке соотношение дороги и неба лучше сделать 70 к 30% соответственно. Такая настройка позволит лучше контролировать обочину во время парковки.
Очень важно, чтобы в зеркале заднего вида была видна часть кузова: заднее крыло, ручка двери. Благодаря этому можно правильно оценить дистанцию от идущих сбоку автомобилей. Если кузова не видно, водитель может потерять ориентацию в пространстве и предпринять рискованный маневр.
Салонное зеркало
Процесс настройки этого элемента самый простой. Водителю нужно добиться следующего результата: в отражение должно полностью помещаться заднее стекло, оно должно занимать центральное место.
В случаях, когда заднее стекло очень узкое (в кроссовере) или сильно наклонено по диагонали (в седанах и спорткарах), можно повернуть салонное зеркало так, чтобы в него попадала небольшая часть заднего правого окна. Это позволит лучше контролировать одну из самых опасных слепых зон.
Проверка правильности настройки
Для проверки существует простой метод, которым поделимся ниже.
-
Левое зеркало. Водитель должен наклониться влево так, чтобы плечом и головой почти коснуться бокового окна. Если зеркало настроено правильно, он увидит, что в отражении кузов автомобиля занимает около 1/3 пространства.
-
Правое зеркало. Водитель должен наклониться вправо так, чтобы его голова находилась примерно в центре салона. При взгляде в зеркало отражение должно показать целиком правое заднее крыло. При возвращении в исходное положение водителю должно быть видно обочину и частично полосу, в которой стоит автомобиль.
Подведение итогов
-
Правильная настройка зеркал позволяет избежать ситуаций, приводящих к ДТП.
-
Перед настройкой зеркал водителю необходимо принять комфортное положение за рулем, в котором он будет находиться во время движения.
-
Боковые зеркала должны давать хороший обзор, поэтому большую часть пространства в них должна занимать дорога. Соотношение к небу должно составлять 60 к 40% для левой и 70 к 30% для правой стороны.
-
Зеркало должно давать водителю представление о дистанции от других машин, поэтому небольшое пространство в них должен занимать кузов автомобиля (5-7% — заднее крыло, ручки дверей).
-
В отражении салонного зеркала должно быть целиком видно заднее стекло. Допустимо видеть часть подголовника и головы водителя.
-
Водителю следует помнить, где находятся слепые зоны автомобиля, и учитывать их при движении и парковке.