Дата публикации: 15 Мая 2025 14:58:00
Время чтения: 9 минут
Дата публикации: 15 Мая 2025 14:58:00
Время чтения: 9 минут
Дата публикации: 15 Мая 2025 14:58:00
Время чтения: 9 минут
AWD — аббревиатура от All-Wheel Drive. Дословно это словосочетание переводится как «Привод на все колеса». Однако с течением времени и развитием этой технологии к значению первой буквы A добавилось значение Automatic (автоматический). Такая трактовка гораздо точнее отражает суть работы: полный привод включается сам, без участия водителя и только тогда, когда он нужен. В обычном режиме езды машина с AWD является переднеприводной, а при пробуксовке или вывешивании колес передней оси крутящий момент начинает передаваться на заднюю ось.
У технологии AWD также есть другое название — TOD (Torque-On-Demand). Его можно перевести как «Тяга по требованию», что отражает подключаемый характер полного привода.
Чаще всего AWD используется в кроссоверах, потому что лучше всего подходит им с точки зрения топливной экономичности и режима эксплуатации.
Система AWD устанавливается только на бензиновые и дизельные авто, при этом полный привод гибридов и электромобилей довольно сильно отличается. Из-за этого в статье рассмотрим только те технологии, которые используют в машинах с ДВС: Full-Time 4WD, Part-Time 4WD и AWD.
Название этой системы можно перевести как «постоянный полный привод». Она лучше всего подходит для передвижения по рыхлой поверхности, насыпям, полному бездорожью.
Крутящий момент в машинах с Full-Time 4WD передается сразу на все 4 колеса. Чтобы обеспечить безопасность поездок по ровной дороге, между осями устанавливается дифференциал. Он распределяет момент между передней и задней осями и позволяет им вращаться с разной скоростью. Машина получается устойчивой и хорошо управляемой на трассе, при этом она без труда преодолевает даже очень сложные участки.
Технология Full-Time 4WD применяется во внедорожниках, которые подходят для городской и загородной эксплуатации. При этом расход топлива у таких автомобилей довольно высокий.
Название Part-time 4WD можно перевести как «подключаемый полный привод». Он представляет собой наиболее простую технологию, которая предполагает жесткое соединение осей между собой при включении полного привода. Включением системы управляет водитель. Обычно он может выбрать один из трех вариантов: 2WD — привод только на одну ось, 4WD High — жесткая блокировка переднего и заднего карданного вала относительно друг друга, 4WD Low — жесткая блокировка переднего и заднего карданного вала относительно друг друга, когда мощность поступает к колесам через понижающий ряд раздаточной коробки.
Полный привод в таких автомобилях включается на короткий период времени и позволяет преодолеть особо сложные участки пути. Использовать его на асфальтированной дороге нежелательно, особенно при движении на высокой скорости. При жесткой блокировке осей возникает очень высокая нагрузка, которая приводит к быстрому износу различных систем автомобиля и ухудшению управляемости.
AWD представляет собой современную ступень развития полного привода в автомобилях. В данной системе одна из двух осей является подключаемой — крутящий момент на нее подается по мере необходимости. Как правило, машины с AWD переднеприводные, а необходимость подключения задних колес автоматически определяет бортовой компьютер. Он распределяет крутящий момент таким образом, чтобы обеспечить проходимость, устойчивость и безопасность. Все это осуществляется без участия водителя.
Передача крутящего момента происходит за счет многодисковой межосевой муфты, в конструкции не предусмотрен дифференциал, как в Full-Time 4WD. Бортовой компьютер самостоятельно разблокирует муфту по достижении определенной скорости на ровной дороге, чтобы предотвратить ее перегрев и выход из строя.
Большинство современных автомобилей оснащается именно системами AWD. Например, она используется в полноприводной версии кроссовера Belgee X70.
В зависимости от производителя система AWD может работать по-разному, но общий принцип всегда остается одинаковым.
Продвинутые системы AWD очень точно распределяют усилия по осям и практически не уступают по проходимости Full-Time 4WD. В случае необходимости значительная часть крутящего момента может быть направлена даже на одно колесо, имеющее самое высокое сцепление с поверхностью.
Многодисковая муфта трансмиссии с AWD — это узел полного привода, который является заменой межосевого дифференциала и устанавливается на редукторе заднего моста. Когда автомобиль движется по ровной сухой дороге, муфта разомкнута и не передает крутящий момент на заднюю ось. Как только начинается пробуксовка колес передней оси, муфта замыкается по сигналу блока управления, чтобы передать крутящий момент на заднюю ось.
В современных системах AWD описанный выше алгоритм немного усложняется, чтобы сделать поездки более безопасными и комфортными. Благодаря работе электроники даже в поездках по гладкой дороге муфта может не всегда быть разомкнутой полностью. Она периодически перенаправляет небольшую часть (5-15%) крутящего момента на задние колеса. Датчики анализируют обстановку (скорость, угол поворота колес, набор скорости или торможение, сцепление и пр.), чтобы облегчить управление и предотвратить опасную ситуацию.
Опишем самые распространенные ситуации, когда автоматически включается полный привод.
У AWD большое количество достоинств, что и сделало ее самой распространенной и востребованной в классе кроссоверов и внедорожников.
Несмотря на большое количество преимуществ, у AWD есть и минусы.
Система AWD — универсальный вариант для большинства водителей. Приведем несколько примеров, кому автомобиль с таким полным приводом подойдет больше всего.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно проанализировать сценарии, в которых будет использоваться автомобиль. Упростим задачу и разберем на примерах.
Найти информацию о типе полного привода можно в следующих источниках: