Что такое AWD: как работает эта система и кому подойдет

Что такое AWD: как работает эта система и кому подойдет

Главная О компании События Блог

Дата публикации: 15 Мая 2025 14:58:00

Время чтения: 9 минут

Дата публикации: 15 Мая 2025 14:58:00

Время чтения: 9 минут

Сегмент SUV доминирует на российском рынке — за первые 2 месяца 2025 года было продано 111,4 новых кроссоверов и внедорожников, что составило 66,6% от общего объема авторынка. Многие современные кроссоверы предлагают систему полного привода (AWD или 4WD), чтобы проходимость и управляемость на дороге в любых погодных условиях. В статье разберемся, что представляет собой система AWD, чем она отличается от других технологий на рынке, в чем ее преимущества и недостатки, кому стоит обратить на нее внимание при выборе машины.

Содержание

Что значит AWD?

AWD — аббревиатура от All-Wheel Drive. Дословно это словосочетание переводится как «Привод на все колеса». Однако с течением времени и развитием этой технологии к значению первой буквы A добавилось значение Automatic (автоматический). Такая трактовка гораздо точнее отражает суть работы: полный привод включается сам, без участия водителя и только тогда, когда он нужен. В обычном режиме езды машина с AWD является переднеприводной, а при пробуксовке или вывешивании колес передней оси крутящий момент начинает передаваться на заднюю ось. 

У технологии AWD также есть другое название — TOD (Torque-On-Demand). Его можно перевести как «Тяга по требованию», что отражает подключаемый характер полного привода.

Чаще всего AWD используется в кроссоверах, потому что лучше всего подходит им с точки зрения топливной экономичности и режима эксплуатации.

Отличие AWD от других типов привода

Система AWD устанавливается только на бензиновые и дизельные авто, при этом полный привод гибридов и электромобилей довольно сильно отличается. Из-за этого в статье рассмотрим только те технологии, которые используют в машинах с ДВС: Full-Time 4WD, Part-Time 4WD и AWD. 

Full-time 4WD

Название этой системы можно перевести как «постоянный полный привод». Она лучше всего подходит для передвижения по рыхлой поверхности, насыпям, полному бездорожью. 

Крутящий момент в машинах с Full-Time 4WD передается сразу на все 4 колеса. Чтобы обеспечить безопасность поездок по ровной дороге, между осями устанавливается дифференциал. Он распределяет момент между передней и задней осями и позволяет им вращаться с разной скоростью. Машина получается устойчивой и хорошо управляемой на трассе, при этом она без труда преодолевает даже очень сложные участки. 

Технология Full-Time 4WD применяется во внедорожниках, которые подходят для городской и загородной эксплуатации. При этом расход топлива у таких автомобилей довольно высокий.

Part-time 4WD

Название Part-time 4WD можно перевести как «подключаемый полный привод». Он представляет собой наиболее простую технологию, которая предполагает жесткое соединение осей между собой при включении полного привода. Включением системы управляет водитель. Обычно он может выбрать один из трех вариантов: 2WD — привод только на одну ось, 4WD High — жесткая блокировка переднего и заднего карданного вала относительно друг друга, 4WD Low — жесткая блокировка переднего и заднего карданного вала относительно друг друга, когда мощность поступает к колесам через понижающий ряд раздаточной коробки.

Полный привод в таких автомобилях включается на короткий период времени и позволяет преодолеть особо сложные участки пути. Использовать его на асфальтированной дороге нежелательно, особенно при движении на высокой скорости. При жесткой блокировке осей возникает очень высокая нагрузка, которая приводит к быстрому износу различных систем автомобиля и ухудшению управляемости. 

AWD

AWD представляет собой современную ступень развития полного привода в автомобилях. В данной системе одна из двух осей является подключаемой — крутящий момент на нее подается по мере необходимости. Как правило, машины с AWD переднеприводные, а необходимость подключения задних колес автоматически определяет бортовой компьютер. Он распределяет крутящий момент таким образом, чтобы обеспечить проходимость, устойчивость и безопасность. Все это осуществляется без участия водителя. 

Передача крутящего момента происходит за счет многодисковой межосевой муфты, в конструкции не предусмотрен дифференциал, как в Full-Time 4WD. Бортовой компьютер самостоятельно разблокирует муфту по достижении определенной скорости на ровной дороге, чтобы предотвратить ее перегрев и выход из строя.

Большинство современных автомобилей оснащается именно системами AWD. Например, она используется в полноприводной версии кроссовера Belgee X70.

Как работает система AWD

В зависимости от производителя система AWD может работать по-разному, но общий принцип всегда остается одинаковым.

  1. Полный привод включается через многодисковую муфту в зависимости от ситуации на дороге. 
  2. Распределением крутящего момента занимается бортовой компьютер.
  3. При передвижении по сухому и ровному покрытию практически весь крутящий момент направляется на одну ось (зачастую переднюю). На заднюю ось передается не более 10% момента, за счет преднатяга муфты. При этом достигается снижение расхода топлива и нагрузки на узлы трансмиссии.
  4. Как только одно или несколько колес теряют сцепление с дорогой, подключается полный привод, чтобы оптимально использовать крутящий момент. Специальные датчики отслеживают степень проскальзывания и режим движения, чтобы бортовой компьютер мог определить, какой момент передать на ось или конкретное колесо в зависимости от сложности системы.
  5. Величина крутящего момента, передаваемого на колеса, зависит от коэффициента их сцепления с поверхностью. При потере сцепления, крутящий момент на этом колесе стремится к нулю. В зависимости от величины сцепления колес с поверхностью за счет разной степени блокировки многодисковой муфты распределение крутящего момента между осями возможно в полном диапазоне от 0 до 100%.

Продвинутые системы AWD очень точно распределяют усилия по осям и практически не уступают по проходимости Full-Time 4WD. В случае необходимости значительная часть крутящего момента может быть направлена даже на одно колесо, имеющее самое высокое сцепление с поверхностью.

Как работает муфта в AWD

Многодисковая муфта трансмиссии с AWD — это узел полного привода, который является заменой межосевого дифференциала и устанавливается на редукторе заднего моста. Когда автомобиль движется по ровной сухой дороге, муфта разомкнута и не передает крутящий момент на заднюю ось. Как только начинается пробуксовка колес передней оси, муфта замыкается по сигналу блока управления, чтобы передать крутящий момент на заднюю ось.

В современных системах AWD описанный выше алгоритм немного усложняется, чтобы сделать поездки более безопасными и комфортными. Благодаря работе электроники даже в поездках по гладкой дороге муфта может не всегда быть разомкнутой полностью. Она периодически перенаправляет небольшую часть (5-15%) крутящего момента на задние колеса. Датчики анализируют обстановку (скорость, угол поворота колес, набор скорости или торможение, сцепление и пр.), чтобы облегчить управление и предотвратить опасную ситуацию.

Примеры ситуаций, когда активируется система AWD

Опишем самые распространенные ситуации, когда автоматически включается полный привод.

  • Потеря сцепления на передней оси. Это может произойти на снегу, песке или обледенелой дороге. 
  • Скольжение при поворотах. Электронная система опирается на полученные данные и может начать распределять крутящий момент на обе оси еще до начала полноценного скольжения. Таким образом удается избежать потери устойчивости.
  • Потеря сцепления одним или несколькими колесами. Обычно это случается при заезде на обледенелую обочину, сырую почву, гравий. Крутящий момент перенаправляется на колеса, которые находятся на твердой дороге и имеют лучшее сцепление.

Преимущества системы AWD

У AWD большое количество достоинств, что и сделало ее самой распространенной и востребованной в классе кроссоверов и внедорожников.

  • Водитель не должен обладать специальными знаниями и навыками, чтобы управлять автомобилем с AWD. За него все делает блок управления: следит за ситуацией и быстро принимает решение о распределении крутящего момента. 
  • Автомобиль с AWD привычно и легко управляется, поскольку большую часть времени он переднеприводный.
  • Уверенность при движении по гравию, плотному грунту, льду, снегу и утрамбованному песку.
  • Низкий расход топлива за счет того, что AWD включается только тогда, когда необходим полный привод.
  • У автомобиля нет существенных ограничений по эксплуатации, как, например, у Part-Time 4WD.
  • Электроника самостоятельно отключает полный привод, даже если перед этим водитель активировал специальный режим (Offroad на Belgee X70). Это позволяет избежать ускоренного износа муфты. 

Недостатки системы AWD

Несмотря на большое количество преимуществ, у AWD есть и минусы.

  • Система не подходит для длительного передвижения по бездорожью. Муфта может перегреться, если постоянно будет заблокированной.
  • Водителю сложно самостоятельно повлиять на работу полного привода, потому что он автоматический. Единственная возможность — включить Offroad-режим, при этом распределением крутящего момента в любом случае будет заниматься электроника.
  • Проходимость автомобилей с AWD может быть ниже, чем у автомобилей с постоянным полным приводом. В первую очередь это касается устаревших систем.

Кому подойдет автомобиль с системой AWD?

Система AWD — универсальный вариант для большинства водителей. Приведем несколько примеров, кому автомобиль с таким полным приводом подойдет больше всего.

  • Владельцы загородной недвижимости, дорога к которой не устроена должным образом (гравий, грунт).
  • Любители загородного отдыха, которые часто выбираются в места, к которым нужно ехать по коротким участкам бездорожья. Например, съезд к реке.
  • Жители регионов со снежными зимами, где автомобилю часто приходится выбираться из сугробов при выезде с парковки.
  • Люди, которые часто преодолевают большие расстояния по трассе на личном автомобиле в любую погоду. Например, бизнесмены, менеджеры отдела продаж, курьеры. 

AWD или 4WD: что выбрать?

Чтобы сделать правильный выбор, нужно проанализировать сценарии, в которых будет использоваться автомобиль. Упростим задачу и разберем на примерах.

  • Для частых и длительных поездок на рыбалку, охоту, перевозки прицепов на большое расстояние по плохому дорожному покрытию, регулярной буксировки других машин подойдет система 4WD.
  • Для ежедневных поездок по городу и трассе, кратковременных выездов на бездорожье, преодоления небольших участков заснеженной, обледенелой, гравийной или грунтовой дороги подходит система AWD. 

Как узнать, есть ли система AWD на моем автомобиле?

Найти информацию о типе полного привода можно в следующих источниках:

  1. На шильдике. Обычно эмблема с надписью AWD расположена на крышке багажника.
  2. В официальных документах. В руководстве пользователя, сервисной книжке, СТС можно найти информацию с указанием технических характеристик автомобиля.
  3. На сайте производителя. Данные можно найти на странице автомобиля и в промо-материалах.

Заключение

  • Полный привод — технология, позволяющая передавать крутящий момент на все оси автомобиля. Он может быть постоянным или подключаемым.
  • Существует 3 типа полного привода: Full-Time 4WD, Part-Time 4WD и AWD. 
  • AWD (All-Wheel Drive) — современная система автоматического полного привода, в основе которой специальная многодисковая муфта, установленная (как правило) на заднем редукторе. 
  • В AWD решение о передаче крутящего момента на вторую ось и его величине принимает блок управления, который получает информацию от различных электронных систем автомобиля (ABS, ESP и т. д.).
  • Продвинутая интеллектуальная система AWD постоянно анализирует движение автомобиля  и может точно распределять крутящий момент, подавая максимум момента даже на одно отдельное колесо, имеющее в данный момент лучшее сцепление.
  • Система AWD подходит для периодических поездок по грунтовым и гравийным дорогам, путешествий на природу, преодоления небольших снежных заносов.
Смотрите также