ESP в автомобиле: что это

Современный автомобиль оснащен различными активными системами безопасности. Одна из самых популярных среди них — ESP (в России ее часто называют ЕСП или ЭСП). На 2020 год ею было оснащено 80% всех новых автомобилей. В этой статье разберемся в устройстве этой системы, расскажем, как она работает и в каких ситуациях ее можно отключить.

Содержание

Зачем нужна система ESP?

ESP (Electronic Stability Program) при дословном переводе значит «электронная программа стабилизации». Тем не менее корректным вариантом будет «электронная система стабилизации», потому что помимо программного обеспечения в ESP задействовано множество других компонентов. Среди прочих названий также можно упомянуть VDC, ESC, DSC. Они означают одну и ту же систему с небольшими различиями, запатентованную разными автопроизводителями. Также ESP часто расшифровывают как «система курсовой устойчивости», что хорошо описывает ее основную функцию

Главной задачей ESP является контроль поперечной динамики автомобиля. При возникновении опасных ситуаций система подключается к управлению и помогает водителю избежать заносов, сносов, скольжения. ESP постоянно следит за траекторией движения и при обнаружении отклонений, например во время маневрирования, стабилизирует автомобиль на дороге за счет управления тормозным усилием на каждом колесе по отдельности. Система хорошо демонстрирует свои возможности на скользкой дороге, а также тогда, когда скорость несколько выше рекомендуемой или маневр выполнен слишком резко. ESP не может самостоятельно рассчитывать траекторию, она не подойдет для экстремального вождения. Ее назначение — помогать среднестатистическому водителю избегать ошибок и опасных ситуаций. 

В автомобилях Belgee работает высокоэффективный комплекс управления тормозной системой. В него входит и стабилизация курсовой устойчивости. Например, в модели X70 установлена система Bosch 9.3.

Принцип работы системы ESP

В этом разделе опишем, за счет чего ESP помогает: ее организацию и особенности срабатывания. Это позволит лучше понять систему антизаноса и эффективнее пользоваться ею.

Основные компоненты ESP

ESP основана на работе сразу нескольких других систем: тормозной, ABS, антипробуксовочной. Также она может использовать электронный блок управления двигателем, чтобы добиться торможения машины. Когда срабатывает электронная стабилизация движения, перечисленные выше компоненты могут использоваться по отдельности или вместе в зависимости от текущей ситуации. Также в ESP входят следующие датчики

  • скорости вращения колес,

  • давления в тормозной системе,

  • угловой скорости относительно вертикальной оси,

  • поперечного ускорения,

  • положения руля.

Всеми компонентами динамически управляет микропроцессор, который собирает информацию и отдает команды в зависимости от ситуации.

Как ESP помогает удержать контроль над автомобилем?

Во время поворота на скользкой дороге ESP контролирует траекторию движения. Если на основе данных, поступающих с датчиков, микропроцессор сделает вывод, что начался занос или передние колеса скользят по поверхности, система вмешается и скорректирует направление. Причем сделать это она может не только за счет распределения тормозных усилий, но и за счет снижения подачи топлива, понижения передачи. Все это позволяет снизить скорость и войти обратно в безопасную траекторию. 

Современные ESP также способны влиять на движение продвинутыми методами: 

  • управлять положением передних колес, чтобы изменить направление;

  • управлять активными амортизаторами при наличии адаптивной подвески.

Чтобы наглядно продемонстрировать, как действует ESP в экстремальной ситуации, опишем гипотетический случай на дороге. 

  1. Машина входит в поворот на мокрой после дождя дороге на чрезмерно высокой скорости. Из-за этого начинается занос, теряется контроль над задними колесами, авто движется поперечно, а не вперед.

  2. В этот момент водитель инстинктивно нажимает на тормоз, но некорректно рассчитывает интенсивность давления на педаль. Без ESP такая ситуация привела бы к еще более быстрому развитию заноса. В итоге автомобиль может развернуться или даже закрутиться. 

  3. Активируется ESP и начинает выборочно дозировать тормозное усилие на конкретные колеса, снижает подачу топлива, чтобы уменьшить тягу. Все это помогает скорректировать траекторию движения без участия водителя и избежать возможных ошибок. 

  4. Траектория стабилизируется, ДТП предотвращено.

Преимущества и особенности системы ESP

Рассмотрим, почему система курсовой устойчивости стала так популярна в автомобилестроении. Для этого сосредоточимся на достоинствах ESP.

Преимущества использования в автомобиле

У системы практически нет минусов для водителя, кроме ситуаций, когда использовать ее нежелательно (об этом ниже). 

  • Высокая скорость реакции на критическую ситуацию. Электронная система получает большой объем информации с датчиков и способна принять верное решение за доли секунды. Она начнет принимать меры против заноса еще до того, как человек его обнаружит. 

  • Упрощение вождения в поворотах. Система защищает человека в сложных ситуациях и не дает ему совершить ошибку. Даже при движении на высокой скорости прохождение поворотов будет более безопасным. 

  • Торможение колес по отдельности. Водитель сам не может распределить тормозные усилия по колесам, чтобы скорректировать траекторию движения. Например, он не может сделать так, чтобы колодки прижались к дискам с определенной силой только справа сзади. ESP доступна такая возможность, чтобы секундным торможением исправить направление движения. 

  • Комплексный контроль массы параметров. ESP одновременно получает информацию с большого количества датчиков и от других систем. Полнота информации обеспечивает своевременное срабатывание и эффективное предотвращение критических ситуаций. 

Особенности работы ESP в различных условиях

ESP создана таким образом, чтобы одинаково эффективно срабатывать при разной скорости движения, на прямой дороге и во время выполнения маневров, при ускорениях и торможениях. 

Опишем примеры ситуаций, когда она практически наверняка включится. 

  • При резком повороте или перестроении, которые потенциально могут привести к заносу задней оси. 

  • При движении накатом, когда двигатель отключен от ведущих колес. В этот момент автомобиль становится уязвим к заносу из-за отсутствия тяги.

  • На дороге выраженная колейность. В этом случае выполнение маневров и просто выезд из колеи представляют опасность, и ESP обеспечивает курсовую устойчивость. 

  • При вхождении в поворот на высокой скорости и отклонении от идеальной траектории. При этом ESP не рассчитывает траекторию сама, вместо этого система следит за задней осью и не дает ей уйти в занос. 

Теперь разберемся, как система принимает решения о дальнейших действиях. На это влияют три фактора.

  1. Как движется транспортное средство? Быстро, медленно, прямо, поворачивает, перестраивается и пр.

  2. Какие изменения происходят в основных параметрах? Заблокировались задние колеса, начинается продольное движение, крутящий момент на одном из колес выше или ниже, чем на остальных и пр.

  3. Какой тип привода у машины? Процесс заноса в зависимости от того, каким будет ответ на этот вопрос, сильно различается. 

Микропроцессор за доли секунды анализирует данные и активирует одну из программ поведения или сразу несколько из них: 

  • меняет крутящий момент на двигателе,

  • меняет угол поворота колес,

  • тормозит определенные колеса,

  • понижает передачу в машине с АКПП,

  • меняет уровень демпфирования амортизаторов.

Ситуации, когда ESP может быть отключена

Подавляющее большинство автомобилей предоставляет водителям возможность отключить систему стабилизации. Разберемся, в каких случаях это действительно стоит сделать.

  1. Движение с цепями противоскольжения. Система будет получать неправильные данные от датчиков и некорректно управлять движением. В этом случае водителю лучше положиться на самого себя.

  2. Подъем в гору в дождливую или снежную погоду. На ровной поверхности или спуске ESP будет полезна, но при движении вверх она может спровоцировать занос. Это происходит из-за того, что система запрограммирована в экстремальных ситуациях снижать крутящий момент, а при подъеме делать этого нельзя.

  3. Движение по песку и грязи. Когда система обнаружит, что на рыхлой дороге проскальзывают некоторые колеса, она начнет их тормозить. При движении по песку и грязи это может негативно сказаться на сцеплении с поверхностью и привести к «зарыванию» машины. К тому же ESP может ограничить мощность, а она необходима, чтобы продолжать движение вперед.

  4. Экстремальное вождение. Если водитель проходит специализированные курсы на собственном автомобиле, то ESP будет мешать выполнять резкие маневры, уходить в контролируемый занос (дрифт) и быстро стартовать с места.

Во всех остальных случаях лучше оставлять систему включенной. Большинство водителей даже не замечает ее работу и помощь в поворотах.

Заключение

  1. ESP помогает избежать заносов и возвращает автомобиль на безопасную траекторию движения.

  2. ESP работает в связке с ABS и получает информацию от большого количества датчиков.

  3. ESP может менять крутящий момент (путем уменьшения подачи топлива) и угол расположения колес, притормаживать конкретные колеса, корректировать уровень демпфирования амортизаторов, понижать передачу.

  4. В некоторых случаях ESP следует отключить. Например, при подъеме на горку в дождь или снег, при езде по песку или грязи. Также система будет мешать, когда на колеса надеты цепи противоскольжения. 

Заявка успешно отправлена!
Введите корректное значениеc
Все поля обязательны для заполнения
Адрес подписки уже существует. Пожалуйста, укажите другой адрес.