Как мыть радиатор автомобиля
Содержание
- Как грязь и засорение радиатора влияют на работу системы охлаждения
- Виды радиаторов в автомобиле
- Когда необходимо мыть радиатор автомобиля
- Способы мойки радиатора автомобиля
- Инструменты и средства для мойки радиатора
- Как правильно мыть радиатор автомобиля своими руками
- Чего следует избегать при мойке радиатора
- Профессиональная чистка радиатора
- Заключение
Как грязь и засорение радиатора влияют на работу системы охлаждения
Решетка радиатора автомобиля принимает на себя во время движения автомобиля большое количество пыли и грязи. В зазоры между пластинами устройства попадают насекомые, тополиный пух, семена клена и других деревьев, различный сор и многое другое. Зимой в радиатор попадает жидкая грязь, противогололедные реагенты, мокрый песок. Что происходит дальше?
- Загрязнения накапливаются и нагреваются.
- Частицы «запекаются», из-за чего образуется корка.
- В это же время радиатор начинает засоряться изнутри, в нем появляются частицы ржавчины, окалина, продукты, образующиеся в процессе окисления.
- Пропускающая способность радиатора значительно снижается. Потоки воздуха не могут пройти сквозь загрязнения, поэтому охлаждение двигателя ухудшается. Та же самая проблема появляется из-за сужения просвета внутри устройства и засорения охлаждающей жидкости.
- В итоге двигатель перегревается. Если проблема присутствует долго, возможна деформация головки блока цилиндров (ГБЦ) и появление задиров в на поверхности цилиндров. В худшем случае мотор может заклинить. Все это приводит к серьезным денежным тратам на ремонт.
Именно поэтому нужно стараться поддерживать чистоту этого элемента.
Виды радиаторов в автомобиле
В зависимости от модели автомобиля и года его выпуска в конструкции может быть предусмотрено разное количество радиаторов.
- Радиатор ДВС. Именно он чаще всего нуждается в очистке.
- Радиатор кондиционера.
- Радиатор отопителя салона.
- Радиатор автоматической коробки передач.
- Интеркулер (радиатор турбины двигателя).
- Радиатор гидроусилителя руля.
В этом материале мы рассматриваем мытье радиатора двигателя, потому что его чистить самостоятельно проще всего.
Когда необходимо мыть радиатор автомобиля
У чрезмерного загрязнения охлаждающего устройства есть несколько признаков. Они не обязательно говорят о том, что проблема именно в радиаторе, но этот элемент является первым, который нужно проверить. Если с ним все в порядке, возможно, причина в более сложной поломке.
Факты, которые сигнализируют об обилии грязи в радиаторе и затрудненном охлаждении ДВС.
- Двигатель плохо набирает обороты при старте с места. В целом ощущается потеря мощности.
- На приборной панели появляется предупреждение о перегреве двигателя даже в прохладную погоду или на холостом ходу.
- Антифриз закипает, о чем сигнализирует бортовой компьютер.
- Нижние патрубки радиатора остаются холодными, а верхние сильно нагреваются.
- В салон из дефлекторов поступает только горячий воздух даже при выключенном отопителе.
- Из-под капота машины появился пар.
Все перечисленные признаки свидетельствуют о наличии серьезных проблем. Однако есть и более простые причины для промывки радиатора. Во-первых, налипшая грязь на поверхности устройства. Достаточно посветить фонариком за решетку радиатора, чтобы увидеть пыль, листья, семена и насекомых. Во-вторых, о необходимости промывки свидетельствует потемнение цвета жидкости в бачке с антифризом. Значит, внутри радиатора появились загрязнения.
Оптимальное время для мойки этого элемента: весна. В это время года заодно можно избавиться от скопившегося песка и едких химикатов, которыми обрабатывают дороги зимой.
Способы мойки радиатора автомобиля
В зависимости от имеющихся проблем владелец машины может выбрать один из двух способов, как помыть радиатор.
- Внешняя мойка. В этом случае очищается пространство между пластинками или внутри сот радиатора. Это более простая процедура, которая помогает убрать загрязнения и дать охлажденному воздуху прямой доступ к ДВС. Выполнять ее можно как со снятием радиатора, так и без него.
- Внутренняя очистка радиатора. Загрязнения устраняются изнутри радиатора с помощью специальных очищающих средств. Это более сложная операция, потому что она предполагает работу с токсичным антифризом.
Важно! Мытье радиатора — ответственная и достаточно сложная процедура, требующая аккуратного выполнения. Желательно доверять ее профессионалам, работающим на станциях технического обслуживания официального дилера марки вашего автомобиля. Самостоятельно промывать охлаждающее устройство в домашних условиях достаточно рискованно. Это может привести, например, к потере гарантии на машину, потому что является вмешательством в ее конструкцию.
Инструменты и средства для мойки радиатора
В зависимости от того, какой именно способ мытья был выбран, набор необходимых средств и инструментов может меняться. Если взялись чистить охлаждающее устройство сами, вам понадобится один из двух комплектов, перечисленных ниже.
Для внешней мойки:
- защитные перчатки,
- укрывные материалы для защиты подкапотного пространства,
- жесткая щетка,
- специальный состав для устранения внешних загрязнений,
- источник проточной воды,
- шланг для подачи воды,
- насадка на шланг для рассеивания потока.
Для внутренней мойки:
- тара для отработавшего антифриза,
- специальное средство для внутренней
- чистки автомобильного радиатора,
- дистиллированная вода,
- защитные перчатки,
- антифриз в нужном для конкретного автомобиля объеме.
Как правильно мыть радиатор автомобиля своими руками
Шаг 1: Подготовка автомобиля
Нужно установить машину на ровной поверхности и дать ему остыть. Это важно, потому что сразу после остановки двигателя антифриз очень горячий.
Шаг 2: Внешняя чистка радиатора
Необходимо получить доступ к радиатору. В зависимости от модели авто для этого может быть достаточно просто снять защитную решетку. В более сложных случаях потребуется снять бампер. Важно уточнить, что в отдельных моделях несколько радиаторов могут следовать друг за другом, тогда придется снимать их оба и мыть отдельно. Если устройство одно, мойку можно провести прямо на автомобиле.
- Укройте все уязвимые части прямо за радиатором: генератор, аккумулятор, стартер, элементы проводки.
- Жесткой, но не металлической щеткой удалите крупные загрязнения.
- Обработайте поверхность средством для размягчения грязи. Следуйте инструкции на упаковке.
- Наденьте насадку на шланг, выставьте самый щадящий режим и небольшой напор воды.
- Аккуратно смойте загрязнения. Нельзя использовать мойки высокого давления, потому что поток воды может повредить пластинки радиатора, изготовленные из мягкого металла.
- Удалите влагу и дайте поверхности высохнуть.
- Соберите переднюю часть автомобиля обратно.
После этого можно проверять качество работы системы. При удалении сильных загрязнений должен быть заметен прирост мощности мотора. Проводить процедуру можно раз в 1-2 года.
Шаг 3: Внутренняя промывка радиатора
Для этой операции не нужно снимать бампер, но потребуется доступ к сливному отверстию охлаждающей системы. Для этого можно загнать автомобиль на «яму» или немного приподнять его с помощью домкрата. Опишем, как помыть радиатор.
- Завести двигатель, прогреть 2-3 минуты. Он должен стать теплым, но не горячим. Прочищать радиатор можно только после этого.
- Остановить ДВС, открыть расширительный бачок, залить в него специальное средство для очистки охлаждающей системы. Важно следовать инструкции, чтобы правильно отмерить дозировку.
- Еще раз запустить двигатель. Одновременно с этим включить обогрев салона с максимальной интенсивностью.
- Дать мотору поработать 10 минут на холостых оборотах. Снова заглушить его.
- Найти под днищем сливную пробку системы охлаждения. Она может выглядеть и располагаться по-разному, так что сначала изучите руководство по эксплуатации автомобиля. Если рядом с отверстием находится генератор, его нужно укрыть непромокаемым материалом.
- Подставить емкость объемом от 4 л, открутить пробку и слить весь антифриз. Тару нужно будет утилизировать. Использовать ее повторно не получится из-за едкости охлаждающей жидкости.
- Закрутить пробку под днищем автомобиля. Залить в расширительный бачок дистиллированную воду в объеме, эквивалентном количеству охлаждающей жидкости.
- Запустить мотор и дать ему поработать 7-10 минут. Заглушить машину и слить всю воду. Закрыть пробку.
- Залить новый антифриз в бачок.
- Удалить воздушные пробки: поставить машину под уклон, чтобы передняя часть была заметно выше задней, 2-4 раза устроить перегазовку. Будет слышно бульканье в отопителе, оно закончится, когда пропадут воздушные пробки.
Проводить процедуру можно каждые 100 000 км при замене антифриза.
Чего следует избегать при мойке радиатора
Есть три ошибки, которые могут привести к повреждению радиатора или других элементов авто.
- Нельзя использовать мойки высокого давления. Они повреждают хрупкие металлические соты и пластины радиатора. С погнутыми элементами охлаждающее устройство не сможет выполнять свои задачи должным образом.
- Нельзя оставлять открытой проводку и электрические приборы. Если мойка выполняется без съема радиатора, нужно позаботиться о том, чтобы вода не попала на генератор, аккумулятор и т. д.
- Нельзя мыть 2 радиатора за раз. Если в автомобиле 2 охлаждающих устройства находятся друг за другом, систему нужно разобрать и мыть каждое из них отдельно. Направленная струя воды или воздуха не удалит загрязнения, которые скопились между радиаторами.
Профессиональная чистка радиатора
Заключение
- Радиатор двигателя оказывает большое влияние на качество работы силовой установки. Он не допускает перегрева и повреждения различных деталей, в частности ГБЦ и непосредственно цилиндров.
- С течением времени на радиаторе появляется большое количество загрязнений. Так как он открыт воздушным потокам, в пространство между пластинками или в соты могут попасть насекомые, листья, семена, песок и т. д.
- Чем более засорен радиатор, тем хуже он охлаждает двигатель, что в перспективе приводит к поломкам.
- Мыть радиатор снаружи желательно раз в 1-2 года. Очистку изнутри можно проводить при каждой замене антифриза.
- Рекомендуем доверять эту процедуру профессионалам (предпочтительно официальным дилерам), а не проводить ее своими руками, чтобы не лишиться гарантии и получить услугу высокого качества.